Тумча-2007

(впечатления продолжающего водника)
Команда, маршрут, заброска
Стапель
Стоянки до Алакуртти
Алакуртти
Стоянки после Алакуртти
Река, пороги
Дестапель, выброска
Приложение: Из наставлений Андрея Маркова
Фотоприложение
Видеоприложение

Команда, маршрут, заброска

В этот раз команда состояла из двенадцати человек на трёх катамаранах. На первом шла семья Марковых - Андрей, Ольга, старший сын Пётр, уже знакомый мне по предыдущему походу по Керети, и в этот раз с ними был их младший сын Сеня, тринадцати лет. На втором катамаране шла чета Громовых - Саша и Люба, и чета Алёшиных - я и моя жена Анечка. На третьем шли Олег Поль с двумя сыновьями - Славой, 24 лет и Артёмом, 18 лет, а также подруга и ровесница Артёма Вера. В качестве маршрута была выбрана река Тумча. Она протекает в южной части Кольского полуострова с северо-запада, почти от границы с Финляндией, на юго-восток и впадает в Иовское водохранилище. Тумча считается второй по сложности рекой в данном регионе (первая по сложности - Кутсайоки - является притоком Тумчи). Данная река была выбрана с подачи нашего Адмирала, Петра Струкова, который с семьёй прошёл по ней год назад и весьма её нам рекомендовал. В этом году он уехал сплавляться на Северный Урал, а мы, последовав его совету, подались на Тумчу. Заброска осуществлялась через Кандалакшу - до неё на поезде, а дальше машиной. Поскольку верховье Тумчи расположено в пограничной зоне, нам пришлось перед походом озаботиться выполнением некоторых формальностей - подать заявку со списком участников, заручиться обещанием выдачи разрешения. Тот же человек, который оказал нам помощь в оформлении пропуска в погранзону, помог решить и транспортный вопрос - доставку нас от вокзала в Кандалакше до стапеля (Дмитрий, 8-82533-52-292). Марковы приехали из Питера на машине через Финляндию, оставили машину в Кандалакше, а на местной машине добирались до стапеля самостоятельно.
Дорога на поезде ничем особенным не запомнилась - пили пиво, трендели "за жизнь". Правда, в этот раз проезжали днём Волховскую ГЭС, она была хорошо видна из окна и произвела на нас впечатление. Особенно, если учесть, что построена она в тридцатые годы уже прошлого века (была первой ГЭС в рамках плана ГОЭЛРО, знаменитый Волховстрой), а работает до сих пор и обеспечивает электроэнергией довольно большую территорию.
Дорога на автомобиле от вокзала до стапеля, наоборот, запомнилась и весьма. Ехали на УАЗе-"батоне" с багажником во всю крышу. Ехали долго. Сначала - часа полтора по асфальту. На этом этапе пришлось сделать остановку на пограничном пропускном пункте, где у нас возникли некоторые осложнения: представленных нами документов оказалось недостаточно (условия пропуска в погранзону изменились) и пришлось прибегнуть к маленькой хитрости - сказать, что едем в гости к водителю (в гости - можно). Дальше дорога стала просёлочной, но хорошей - твёрдой и ровной. Ещё дальше грунтовка перестала быть хорошей, а потом стала и вовсе плохой и чем дальше - тем хуже. Мы тряслись на камнях, преодолели вброд пару каких-то речушек, перебрались через полуразвалившийся мостик (тут все из машины вышли - во избежание). Водитель Дима показал просто класс вождения. На этой сильно пересечённой местности, слабо ассоциирующейся с понятием "дорога", он всего два раза врубал пониженную передачу и второй мост, и даже несколько раз переходил на вторую передачу. И это притом, что машина была явно перегружена - восемь человек, не считая самого Димы, плюс гора довольно увесистых тюков и рюкзаков.
Второе впечатление от этой поездки связано с грибами. Грибов, причём именно подосиновиков, было невообразимое количество. Я такого не видел в своей жизни, даже отдалённо. В прошлом походе грибов тоже хватало - специально не стараясь, каждый день набирали на жарёжку. Но тут их можно было в буквальном смысле косить косой. Один раз остановившись, чтобы заменить спустившее колесо, практически не отходя от дороги, набрали целый пакет. Так в том месте их было ещё мало! Дальше начались форменные сюрики: по обе стороны дороги на протяжении тридцати с лишним километров с интервалом от метра до пяти, как шпалеры, стояли подосиновики, салютуя нам рыжими картузами. "Невозможно в окно смотреть" - пожаловалась Анечка. "Голова кружится?" - озаботился я. "Грибы!" - прохныкала она. Действительно, инстинкт добытчика взывал к тому, чтобы остановиться и собрать ВСЁ. Но мы ехали мимо… Нас ждал стапель.

Стапель

Поляна на стапеле была большая, просторная, три катамарана собирали на ней без толкотни. А вот подход к берегу был неважный, болотистый, без сапог не пройти. И много-много комаров. Были сразу же "достаты" и задействованы репелленты и противомоскитные сетки - накомарники, как называют их туристы, хотя это и не совсем логично, ибо надевается сетка отнюдь не на комаров, а собственную "морду лица". Поставили палатки, натянули тент, развели костёр, вскипятили чаю и устроили лёгкий перекус из тех продуктов, что остались от поезда. Потом женщины занялись обработкой грибов а, мужики разбежались по лесу в поисках подходящих слег для рам катамаранов. Те два ката, что были привезены из Москвы, принадлежат Громову (один старый, на нём шёл Олег Поль, второй - новый, на нём шли Громовы и мы с Аней) и не имеют штатных рам. Деревьев в лесу было много, но практически все они были какие-то корявые, росли как-то "пучками", найти более-менее подходящее оказалось трудной задачей и отняло много времени. Потом берёзовые стволы зашкурили (очистили от коры при помощи топоров), разметили, распилили на куски в соответствии с проектом и связали рамы привезёнными с собой резиновыми лентами из автомобильных камер.
Часам к пяти приехали Марковы. Мы были рады встрече - два года не виделись. Ребята тоже привезли с собой пакет грибов - не смогли удержаться, чтобы не собрать хоть немного. Андрей привёз для ката не только баллоны, но и самодельную дюралевую раму, сделанную весьма грамотно и я бы даже сказал - любовно. В конструкции были предусмотрены не только приспособления для сидения, но и специальные захваты для вёсел, чтобы закреплять их, когда те не нужны.
Анечка пошла в поход первый раз в жизни и поначалу была немного потеряна - оказалась в абсолютно новой, непривычной обстановке. Люба взяла над ней шефство и помогла "войти в тему", показала, как в условиях похода готовить на таганкЕ, как мыть посуду и многое другое. Рассказала при этом образно, в лицах, как сама в первый раз оказалась в походе, что испытывала и как адаптировалась. В общем, оказала моральную поддержку. Анечка же, в свою очередь, проявила себя как прилежная ученица и старалась, как минимум, не быть обузой - не сачковала, за работу бралась с энтузиазмом.
Ужин "застолбили" Марковы - привезли много скоропортящихся продуктов. Ну и собранные днём грибы тоже были обжарены и предложены как добавка к картофельному пюре с тушёнкой. Впервые за поход сдвинули кружки - за встречу, за начало похода, и, конечно, за погоду. Олег оказался трезвенником, молодёжи не предлагали, соответственно, пьющая компания сложилась из шести человек - Марковых, Громовых и Алёшиных. Погода была - так себе, пасмурная, с низкими облаками, из которых иногда начинало капать. Настроение - соответственное. К тому же при повышенной влажности и потеешь более интенсивно, а тут ещё комары эти... Ближе к вечеру я созрел, чтобы искупаться, к тому же Ольга с Любой подали пример. Купание особенного удовольствия не доставило (вода была градусов двенадцать-тринадцать), но принесло временное облегчение.
На грибы объявили "мораторий" - решили брать только шляпки и только те, что не превышают пяти-шести сантиметров в диаметре. Пару дней спустя условия моратория немного ослабили - решили брать и ножки, поскольку выяснилось, что некоторые члены нашей команды их любят.
На стапеле заночевали. Мы с Аней "обновили" нашу новую палатку, которую купили уже года два назад, но попользоваться ей до сих пор не было повода. Анечка вообще ночевала в палатке в первый раз в своей жизни, но оказалось, что это совсем не страшно, и даже достаточно комфортно.

Стоянки до Алакуртти

Стоянки на Тумче мне понравились все (на которых довелось стоять) - вполне просторные, сухие, симпатичные. Везде - сосны, мох, подосиновики.
На первой стоянке - первое купание с конкурсом "кто кого переорёт" (а попробуйте сами искупаться в ледяной воде МОЛЧА!), первые ночные посиделки у костра в неспешной беседе под чаёк с сушками, с песнями под гитару. И это очарование "белых ночей", когда светло так, что читать можно, а на часах уже оказывается полтретьего - ну надо же, вот ведь, подумать только, пошли уже баиньки…
На ней же я попробовал поудить. Поймал три пучка тины. Первый - так себе, сикильдявка, второй - ничего так, с ладошку, а третий - хороший, на полкило. Уж я его тащил-тащил, еле вытащил. А вот рыба отчего-то ловиться не хотела, хотя я забрасывал полсотни раз. Потом Саша мне объяснил, в чём была моя ошибка. Хариусы, как и большинство хищников, живут "по понятиям" - у каждого своя территория, на которой он охотится. На чужую территорию залезать у них не принято. Если чья-то "зона влияния" освобождается, то, конечно, долго пустовать не будет, её кто-то займёт, но не сразу - информация должна дойти до соседей, на это нужно время. Поэтому если ты поймал одного хариуса на каком-то месте, то стоять здесь же и пытаться поймать второго - бесполезно. Он там был один, второго там просто нет. Надо идти вдоль реки (вверх или вниз по течению - всё равно) и пробовать забрасывать удочку метров через сто и дальше.
Только одна стоянка вошла в историю похода под названием "мокрая", но опять же не потому, что находилась в луже. Просто погода совсем расклеилась. Дождь начался ещё на воде, когда мы уже и без того подумывали о поисках стоянки. Сначала он был мелкий и несильный, мы на него даже и не очень обратили внимание, но постепенно и ненавязчиво он завладел-таки нашим вниманием и заставил искать стоянку уже с лёгкой долей паники. Пару раз мы с Сашей высаживались на берег (наш катамаран оказался в авангарде), но то, что нам попадалось, не устраивало - для шести палаток места было маловато. Наконец на правом берегу мы заприметили оставленную кем-то раму от катамарана, и, причалившись, обнаружили вполне подходящую стоянку. Дождь к этому времени разошёлся уже совсем нешутейно, и, похоже, что надолго. Быстро натянули тент, развели костёр из остатков дров от предыдущей группы, после чего мужики разбежались по лесу в поисках сушин. Лес был сплошь сосновый, но совсем сухих деревьев как назло не было вовсе. С большим трудом удалось отыскать пару стволов. Устроили нодью. Под тентом натянули верёвки и развесили шмотки на просушку. В короткую паузу в дожде быстро поставили палатки, запихали рюкзаки в тамбуры и опять собрались под тентом. Дым от костра тоже не хотел мокнуть под дождём и норовил забраться под тент, чему мы, конечно, были не рады. Даже когда мы, отчаявшись, перетащили нодью на другую сторону тента, он не захотел нас покинуть и тоже изменил направление. Через полчаса Аня, вконец одурев от дыма, ушла в палатку "разбирать вещи". Если кому-то интересно, как переводится на русский язык французское слово "амбрЭ", что оно, собственно, означает, то я могу авторитетно пояснить: это сложная комбинация из многих запахов, преобладают в которой два - пота и дыма от костра. Все остальные - так, приправа.
Вообще-то и по плану предполагалось, что на каждой стоянке у нас будет днёвка, но в данном случае тем более не было сомнений - собираться и грузиться под дождём, а тем более двигаться по маршруту не вдохновляло никого. Поэтому на следующий день и встали поздно, и планов особых не имели. Позавтракав, скучковались под тентом, стали думать, чем заняться. Много не надумали. Дождь лил как из ведра, костёр дымил, настроение было подстать. Чтобы как-то взбодриться, а заодно задобрить лесных духов, Ольга с Любой, упаковавшись в полиэтиленовые дождевики, устроили "субботник" - занялись благоустройством стоянки. Для начала убрали мусор и то, что в принципе могло трактоваться как мусор, потом подмели территорию, а потом, увлёкшись созидательным трудом, создали настоящую икэбану - притащили из леса корягу, пристроили её в кучу камней, украсили мхом и цветами, приладили какую-то гнилушку с живописными поганками - получилось красиво. Остальные, как могли, помогали. Лесные духи смягчились - дождь стал немного тише.
Стали "камлать" далее. Я расчехлил гитару и принялся петь песни "про дождь". Помогло, но "с минусом" - дождь усилился. Посовещавшись, решили петь "про солнце" и про "небо голубое". Хм… Вы можете мне не поверить, а если поверите, то сильно удивитесь, но дождь прекратился, и в тучах появились голубые просветы. Воодушевившись успехом, стали эту тему развивать - просветы стали больше, выглянуло солнце. В моём репертуаре песен соответствующей тематики оказалось немного. Когда пауза затягивались, начинался дождь. Когда кто-то подсказывал, а я начинал петь, дождь прекращался, показывалось голубое небо. Это продолжалось около часа, потом небо решило, что достаточно нас "пролечило", и дождь прекратился надолго. Мы открыли новый способ "распогаживания"! Ночью снова пошёл дождь, я затосковал, представляя, как наутро будем собираться (две днёвки подряд - это против правил), но к утру он затих и более не беспокоил. В плане погоды "мокрая стоянка" оказалась неким "водоразделом" - после неё "кризис миновал" и погода пошла "на поправку".

Алакуртти

Частота употребления слова "Алакуртти" росла по экспоненте. Дело в том, что в этом посёлке находится магазин, единственный на нашем маршруте. И хотя Саша бубнил, что это неправильно, нормальный маршрут должен быть полностью автономным, без населённых пунктов и без магазинов, но раз уж так вышло, что на нашем пути есть магазин, то отчего бы в него не зайти мимоходом, не докупить кое-чего по мелочи? Список мелочей тоже рос не по дням, а по часам. Для начала в него включили хлеб и водку (в семье Поля не принято есть хлеб и употреблять алкоголь, поэтому в их дежурства упомянутые продукты не подавались, что не вполне устраивало остальные экипажи). Потом у меня закончились сигареты, и я начал стрелять их у Громова "под Алакуртти" ("я тебе на Земле - сорок ящиков КЦ!"). Потом выяснилось, что постного масла не хватит (хоть мы с Аней и взяли две бутылки), поскольку - и грибы, и рыба, а ещё оказалось, что в нашем походном меню анонсированы блины и пирожки. В общем, до Алакуртти считали дни, а позже и часы. У многих был ещё один повод стремиться туда - с начала маршрута связи не было вовсе (мы были вне зоны покрытия), а в Алакуртти стоит ретранслятор, и МТС там берёт без проблем.
Ну и, наконец, именно в Алакуртти нас ждали первые серьёзные пороги. Сразу два - Первенец и Падун. Перед Первенцем реку пересекает мост, по которому осторожно, но ездят-таки редкие машины. За мостом мы зачалились на правом берегу и пошли на рекогносцировку. Первенец представляет собой три протоки: левая - вообще непроходима, средняя и правая проходимы, но в разную воду по-разному. К тому же в лоции было сказано, что в правой протоке у левого берега торчит арматура, поэтому для надувных судов рекомендуется средняя. Тут стоит упомянуть об одном немаловажном обстоятельстве. Перед нашим приездом на Тумчу здесь месяц шли дожди, и вода в реке поднялась примерно на метр. Пороги отреагировали на это по-разному - одни оказались притоплены и вообще перестали быть порогами - так, перекаты. Зато другие, с большими перепадами, стали по-настоящему серьёзным препятствием. Первенец и Падун оказались именно такими. Я ходил по берегу Первенца, смотрел на эти буруны, слушал этот рёв, робел и думал: "Какие же нормальные люди по доброй воле полезут в этот кошмар?" "Нормальные люди", однако, ходили рядом и всерьёз обсуждали только один вопрос - по какой пойдём протоке? По некотором размышлении ветераны решили идти по средней. Там не было таких мощных сливов с бочками, но была своя "заморочка" - на входе в порог стоит большая каменюка; её надо было "обтечь" справа, а потом влиться в основной поток, по которому вдоль левого берега пройти до конца протоки. А за потоком, обтекающим каменюку, торчат "зубы дракона", на которых вода брызжет вверх как настоящий фонтан, и куда нам попадать никак нельзя, ибо пропоремся. В общем, требовался точный расчёт и ювелирное исполнение.
"Женщин и детей" пустили по берегу, для проводки катамаранов сформировали временный мужской экипаж. На первом (марковском) кате шли сам Андрей (капитан, справа-сзади), Громов (боцман, слева-сзади) и мы с Петей Марковым (матросы, спереди). Андрей провёл короткий инструктаж, который, по большому счёту, сводился к одной простой идее - на входе в порог ничего не делаем, только стараемся пройти как можно ближе к каменюке, а по команде "Вперёд!" грябаем ОЧЕНЬ интенсивно. Здесь я опять сделаю небольшое отступление. Прохождение любого порога - это испытание. Разной сложности, с разной степенью риска, но всё же… Соответственно ведёшь себя очень серьёзно. Это не место для шуток и приколов. Порог может не понять шутку и наказать. Поэтому команды капитана выполняются быстро и хорошо. По команде "Вперёд!" грябаешь не просто на совесть, а гораздо лучше - весло выносишь вперёд на максимальную дистанцию, вытянувшись, как гимнаст, насколько позволяют упоры, и вытянув руки как ушуист из школы "длинный кулак", и тащишь весло на себя как экскаватор-драглайн, вплотную к баллону и по возможности вертикально (так гребок получается максимально эффективным), а, дотащив его до бедра, с максимально возможной скоростью опять бросаешь корпус вперёд, чтобы снова вонзить весло в воду как можно дальше и повторить это мощное движение, вкладывая в него всю энергию и сноровку, накопленные за всю жизнь, начиная с уроков физкультуры в школе и заканчивая утренним приседанием под кустом…;-) Впрочем, самые сложные элементы порога, как правило, непродолжительны и проходятся за одну-две минуты.
Первый катамаран провели, как и было задумано - вошли "на цыпочках", вплотную к скале, потом нас подхватил боковой поток, а мы по команде начали грябать, чтобы не налететь на скалу, а потом влились в основной поток и дальше только старались удержать катамаран на курсе, не давая потоку его развернуть. Метрами тремястами ниже, за вторым мостом ушли вправо, в улово, где и зачалились, воссоединившись с остальными членами команды.
Первая удача воодушевила. Мы поверили в свои силы и пошли к месту чалки оставшихся катамаранов. Вторым решили проводить громовский кат. Саша пошёл капитаном, я - боцманом, Андрей остался на берегу, четвёртым членом экипажа стал Олег Поль (ему нужно было пройти порог матросом для ознакомления, прежде чем вести свой кат). Второй "заход" оказался менее удачным. Вошли аккуратно, как и прежде, но грябать начали чуть-чуть, на пару секунд раньше, чем было нужно, да и сильнее, чем стоило. Если бы мы не грябали столь исступлённо, то боковой поток, по-отечески двинув нас мокрым кулаком в правую скулу, направил бы катамаран в основной поток, где было хоть с виду и жутковато (буруны, пена, шум), но уже вполне безопасно - нас без каких-то особенных усилий с нашей стороны вынесло бы на выходные валы. Но мы - парни ответственные и команду "Вперёд!" отработали на 200%. Думаю, сам Первенец офигел от нашей прыти, оттого и позволил проскочить эту струю насквозь - просто не успел возмутиться. А, может быть, наоборот, успел и решил, что раз уж вы такие шустрые, то флаг вам в руки и зелёный семафор. Спешите сесть на "петуха"? - Пли-и-из! Ну, мы и сели. Влетели, что называется "с песнЯми".
По прошествии некоторого времени я пришел к неутешительному для себя выводу, что мог бы спасти ситуацию. Если бы, миновав скалу, я не продолжал тупо грябать вместе со всеми, а, осмотревшись и сориентировавшись, слегка подтабанил (а может и не слегка), то мы бы ушли левее и, скорее всего, миновали бы того "петуха". М-да, боцман из меня пока ещё…Вот… Ну, с другой стороны, боцманами ведь не рождаются…
"Зубы дракона" надувным судам категорически не показаны. Воздух из левого баллона не просто стал выходить - он вышел сразу весь. Ощущение странное - вот только что я стоял на баллоне в упорах, как вдруг - я уже сижу по пояс в воде верхом на "скалке", а ноги где-то внизу ощупывают то, что вот только что называлось баллоном. Мелькнула мысль, что если мы сейчас налетим на камень, мне ноги-то переломает - торчат из рамы как спички. Я попытался их вытащить, но они застряли. Я немного запаниковал, стал дёргаться интенсивнее... Ноги вытащить удалось, я уселся на раме в позе "орла" и огляделся. Паниковал я напрасно: на камень сесть нам не грозило, поскольку мы на нём уже сидели и прочно. Саша рявкнул: "К берегу!" и спрыгнул за борт. Остальные хором задали глупый вопрос: "К какому?" - видимо, в тот момент все были не в себе, ибо к левому нам было однозначно не пробиться через поток. Саша ткнул большим пальцем за спину и уточнил: "К этому", после чего скомандовал: "Все за борт!". Я сунул ногу в воду, не достал дна и пожаловался: "Тут глубоко". Саша пожал плечами: "А что делать?" Я усовестился и спрыгнул в воду. Оказалось не так уж и глубоко - по грудь, а когда мы продвинули кат к берегу метра на два, я влез на какие-то камни, и стало вовсе по пояс.
До берега было метров пятнадцать, мы их прошли с полупритопленным катамараном довольно быстро, а вот вытащить его оказалось совсем непростой задачей. Пробитый баллон не только выпустил воздух, но и вобрал в себя воду. Пришлось зачалиться за кусты, отвязать и по цепочке передать на берег все вещи. После удалось с большим трудом втянуть на берег нос. Потом отвязали аварийный баллон от рамы, вылили, как смогли, из него воду, выволокли его на более-менее ровное место, ещё раз вылили остатки воды, а потом перевернули и разложили, чтобы оценить размер повреждений. Размер впечатлил. Большая рваная рана сложной конфигурации - полметра вдоль, сантиметров тридцать поперёк и несколько небольших сопутствующих разрывов. Настроение, конечно, упало, да делать нечего, надо ремонтироваться, не ночевать же нам на этом острове. Саша достал из рюкзака ремкомплект, мы вытащили резиновый баллон из "шкуры", разложили его в сторонке и приступили к "лечению". Вытерли тряпкой место предстоящей операции насухо (ну, насколько возможно) и начали штопать. В ремкомплекте были толстые капроновые нитки (я на работе такими сшиваю книги продаж и покупок) и большая толстая игла (в детстве мы с соседскими пацанами почему-то называли такие иглы "цыганскими"). Протыкать толстую резину было трудновато, поэтому шили по очереди, при этом старались не наделать иглой новых дырок в других местах. После завершения "штопки" Саша приступил к следующей стадии - заклейке, а я, забрав иглу с нитками, переместился к "шкуре". Вопреки ожиданиям шить ПВХ оказалось легче, чем резину, поэтому я отказался от помощи Олега и Пети, зашил всё сам. Саша в это время, "продезинфицировав" шов на баллоне бензином, стал наклеивать на него резиновым клеем вырезанные заплатки - с предварительной сушкой, как и положено по инструкции, а мы с Олегом пошли по берегу просматривать пути дальнейшего движения. До основного потока нам было "не допрыгнуть" - вроде и недалеко, метров пятнадцать-двадцать, но довольно сильное течение и много камней, далеко не все из которых гладкие. Олег предложил провести катамаран вручную вдоль берега, перетащить его через небольшой и плоский каменный выступ в правую протоку - там есть небольшая бухточка, сюда же перетаскать вещи, загрузиться и пойти дальше. Мне план понравился, когда в него посвятили Сашу, он его тоже одобрил. Так и поступили. После того, как заклеили баллон и собрали катамаран.
Пока мы ремонтировались, наши друзья тоже времени не теряли - приготовили обед, сходили в магазин и даже не раз. Мы пообедали и пошли за третьим катамараном. Его повели без меня. В экипаж вошли Андрей и Петя Марковы, Саша Громов и Олег Поль. Пошли по правой протоке, так как пока мы сидели на острове, какая-то другая группа прошла Первенец именно по ней, продемонстрировав таким образом, что это возможно. Я тем временем сгонял в магазин, купил блок сигарет. Третий катамаран провели без происшествий, после чего погрузились и двинулись дальше.
Буквально через триста метров нас ждал следующий порог - Падун. Сначала зачалились слева, походили, посмотрели, поснимали на фото и видео, призадумались - два мощнейших слива один за другим и в конце каждого - огромная бочка. Именно на таких двойных порогах с бочками погибли наши рафтеры в Китае и, видимо, именно здесь за последние две недели погибло три человека, в том числе один инструктор (об этих трагедиях рассказали местные жители, умоляя нас обойти Падун по берегу). Порог и впрямь впечатлял. Огромные массы воды МЕДЛЕННО и оттого ещё более жутко валились в теснину между берегом и стоящей посреди русла скалой, превращаясь в клокочущие пенные буруны. Андрей, внимательно изучив обстановку, вынес вердикт: "Здесь не пойдём. Первую бочку, может, и пробьём, если разгонимся, но скорость потеряем и во второй бочке точно застрянем". Я был очень благодарен ему за это решение, хотя виду и не подал. Однако и обнести по левому берегу не получалось - на траверзе слива от реки вглубь берега уходил забор из колючей проволоки, на котором висела табличка "территория МО РФ, проход запрещён".
Перечалились на правый берег. Правый слив был немного меньше основного, но, как говорится, тоже - бесконечно большая величина, хоть и меньшего порядка. В каких-то описаниях в интернете я видел фразу "Падун прошли по канализации". Видимо, по малой воде. В нашем случае правая протока совсем не тянула на "канализацию" - вполне самостоятельный серьёзный порог примерно четвёртой категории. Я впал в уныние, соваться в Падун хотелось ещё меньше, чем в Первенец. Спросил Громова, не стоит ли нам его обнести. Саша пребывал в задумчивости. С одной стороны, порог впечатлял своей бешеной энергией, с другой, обнос - это потеря времени, а мы его уже и так потеряли много, пока штопались на острове. Кроме того, для обноса очень неудобная узкая тропинка, придётся корячиться, да и неприятно, что рядом с местом чалки в реку впадает какая-то канализачка - вонища та ещё. В общем, было о чём подумать. Андрей Марков был настроен решительно, речь об обносе даже не возникала. Походив вдоль берега и наметив маршрут, они в полном составе (Андрей, Ольга, Петя и Сеня) прошли порог и скрылись за скалой. Саша, у которого были сомнения (а уж какие у меня были сомнения!), отбросил их и решил, что мы тоже пойдём. Аню мы с собой брать не стали, Люба тоже большим желанием не горела, но сказала, что если с нами пойдёт Андрей Марков, то и она решится. Спасибо Андрею, он согласился. Мы тоже прошли порог без происшествий. Потом вчетвером - Марков, Громов, Поль и я провели третий катамаран и тоже благополучно. Таким образом, не будучи по натуре "экстремальщиком", я прошёл каждый из Алакурттских порогов дважды.
Пока переваривали впечатления и собирались в дальнейший путь, Люба восклицала: "Мы - молодцы! Мы - герои! Мы Падун прошли!" Я не удержался от вопроса: "А нахера?" Люба пожала плечами: "Ну, будет, что вспомнить". Я не стал развивать тему, но подумал, что теперь будет, ЧТО вспомнить, потому что будет, КОМУ вспомнить. Могло бы сложится иначе… Похоже, Падун добавил мне в кровь адреналина больше, чем мне требовалось, так сказать "содержание превысило ПДК". Я пришёл к эмпирическому выводу, что четвёртая категория сложности (а по большой воде Падун тянул в основном сливе и на пятёрку) - это для меня многовато. Мне бы чего попроще, не выше "трёшки" - так, для разнообразия.
В интернете есть много описаний походов по Тумче. Во многих из них авторы не советуют останавливаться на ночёвку в Алакуртти или рядом, мотивируя это тем, что местные жители, что называется - не чисты на руку. До откровенного разбоя или грабежа не опускаются, но если что "плохо лежит" - не упустят. Поэтому рекомендуется проходить Алакуртти "на всех парах" и следующую стоянку делать "чем дальше, тем лучше". Я не знаю, так ли это. В Алакуртти к нам подходили местные жители и высказывали упрёки за эти публикации (хоть это были и не наши публикации). Они вполне радушно приглашали остаться на ночлег в пределах посёлка, и мне было даже неловко, что в интернете их выставляют в столь неприглядном виде. Тем не менее, мы изначально были настроены не экспериментировать, поэтому и до Алакуртти старались останавливаться на правом берегу (Алакуртти - на левом), и в самом Алакуртти останавливаться не планировали. Кроме того, я думаю, что приглашение местных жителей - это некая реакция на те самые публикации, желание доказать, что они - "не такие". По-человечески понятно, но представьте себе, что все проходящие группы будут останавливаться в черте посёлка на ночёвку (я уж не говорю - на днёвку). Уже через месяц вся территория будет, пардон, засрана, причём в буквальном смысле этого слова (только наша группа состояла из двенадцати человек, а группы по Тумче идут одна за другой), и гостеприимство этих добрых людей поменяет свой знак - встречать туристов они уже будут настойчивым предложением не задерживаться.
Наши планы и предполагали заночевать где-нибудь подальше от посёлка, поэтому, немного придя в себя после Падуна, мы погрузились и двинулись дальше, предполагая остановиться на ночлег возле порога "Водопадный", до которого путь оказался неблизким. Местами река разливалась, и течение её становилось практически незаметным (грябали активнее), временами русло сужалось, мы попадали в какие-то перекаты (грябали только чтобы не развернуло). Поскольку ночи были белые, то время "на глаз" определять было сложно, плыли себе и плыли. Было, конечно, какое-то внутреннее ощущение, что пора бы уж и остановиться, но, когда светло, это не напрягает. В общем, когда добрались до Водопадного, было уже около полуночи…

Стоянки после Алакуртти

Первый именной порог после Алакуртти - Водопадный. Их там вообще-то два, но идут они практически сразу один за другим и это разделение на два порога достаточно условно. Перед порогом встали на стоянку. Время было уже позднее, я бы даже сказал - непривычно позднее. Обычно мы чалились к берегу на ночёвку часов в семь вечера, в описываемый момент было уже около полуночи. Порог был уже слышен. Перед ним справа был большой залив, на высоком берегу которого лоция обещала нам хорошую стоянку. Лоция не обманула - стоянка оказалась действительно удобной, просторной и даже более-менее оборудованной.
Быстро развернули лагерь - поставили палатки, развели костёр, мужики разбежались "по дрова". За ужином, поскольку день был длинным и волнительным, а запасы алкоголя в Алакуртти пополнили "с припуском", мы себе, что называется, "позволили". В разгар посиделок, когда практически вся непьющая часть команды уже отбилась (была хоть и светлая, но глубокая ночь, а мы не расходились только потому, что завтра днёвка, и можно поспать подольше), возле нас возник молодой человек в камуфляже и, представившись как "старший разведчик третьей разведроты Имярек", спросил, кто старший группы. Саша и Андрей достали документы, показали их разведчику. Тот внимательно изучил списки, задал несколько уточняющих вопросов и так же тихо, как и возник, канул в лес. Мы были в недоумении - более всего сцена напоминала полузабытую игру "Зарница", очень уж молодо выглядел "старший разведчик".
Беседа приняла новое направление - "что это было?". Когда запас острот начал иссякать, парень появился вновь - шёл обратно. Мы предложили ему присоединиться к нашему ужину, он вежливо отказался, но в благодарность дал нам несколько ценных советов. Во-первых, не уходить в лес поодиночке - там можно не только заблудиться (троих туристов уже неделю ищем, ушли из палатки в одних тапочках…), но и встретить медведя или росомаху. Мы заинтересовались, а что это за зверь, поскольку живую росомаху никто из нас не видел. Парень пояснил, показав рукой: "Такая вот тварюга, с большую кошку, но человека загрызть может. Если услышите в лесу детский плач - это она кричит". Судя по интонации, ему доводилось встречаться с этой "тварюгой", и впечатление от встречи осталось очень неприятное. "Во-вторых, - продолжил он свой инструктаж, - если идёте в лес, полезно держать за спиной палку. Местные росомахи принимают палку за автомат, поскольку имеют опыт встреч с вооружёнными людьми, и не нападают". После этого "старший разведчик" пожелал нам удачи и опять растворился среди деревьев. Настроения его рассказ нам не прибавил. Теперь, до конца похода, идя в лес, мы уже не могли не думать о возможной встрече с росомахой. Лучше бы он нам этого не рассказывал - решили мы единодушно. "Во многия знания - многия печали…" Утром Саша с соответствующими шуточными комментариями вручил нам с Аней "именное оружие" - аккуратную палочку, вместо автомата, а Олег в лес ходил с огромным, в полсосенки, дрыном, который перепуганная росомаха должна была принять за мушкет или аркебузу.
Днём капитаны приводили в порядок свои суда. Саша, опять отвязав от рамы баллон, заклеил "шкуру" (на острове мы её только заштопали). ПВХ клеится не резиновым, а специальным, полимерным клеем. После наклейки заплаты её следует прогладить утюгом, до полной полимеризации. В качестве утюга Саша использовал нагретый в костре камень, который держал сложенной вдвое брезентовой рукавицей. Олег тоже нашёл в одном из баллонов дырку и наложил на неё заплату. У Андрея слабое место в кате был сосок, через который в баллон накачивают воздух. Осложнения возникали ещё на стапеле, он планировал купить в Алакуртти катетер Петцера и вклеить его вместо соска, но со всеми нашими приключениями на Первенце было не до того, а когда вспомнил, то аптека была уже закрыта. Решил идти дальше "как есть", уповая на традиционный наш "авось". На этой стоянке, как мог, укрепил слабое место подручными средствами.
Обед был праздничный. Дежурили Громовы. Саша напёк блинов, из которых коллективными усилиями сделали уже ставший традиционным фирменный торт - блины и черника, перетёртая и перемешанная со сгущёнкой. Крем имел лиловый цвет, по меткому определению Андрея Остапенко, несовместимый с понятием "еда". После небольшой паузы (необходим антракт…) была копчёная рыба и пиво, заботливо купленное Анечкой, пока мы с мужиками ремонтировались на острове.
Поскольку погода стояла великолепная - тёплая, солнечная - решили искупаться. Ольга с Любой вообще не пропускали такую возможность и плескались в пороге как русалки, мы же с Анечкой решились на это только из гигиенических соображений. Нашли за порогом укромное место, в котором от заросшего густыми кустами берега на глубине в полметра выдавалась в реку вдоль берега ровная каменная плита шириной метра полтора. На ней было очень удобно стоять, можно было и окунуться. В ледяной воде долго не поплещешься, но всё равно омовение заметно подняло нам настроение.
Ближе к вечеру над нами начинали летать военные вертолёты - видимо где-то рядом находится учебный центр. Иногда они пролетали в стороне, а бывало, что и прямо над нашими головами.
Следующая стоянка была у порога "Кошмарики". На ней мы устроили банный день. Место было довольно живописное. Прямо перед стоянкой находился порог - не бешеный как Падун, а - красивый, даже душевный, располагающий. Порогу предшествовал большой плёс, над которым по вечерам поднимался туман. Стоянка находилась на острове - большом, но не настолько, чтобы можно было заблудиться. За дровами, однако, пришлось сплавать на катамаране на другой берег - там огромное сырое болото, на котором торчит множество сушин. Причалили уже поздно, поэтому озаботились только дровами, все банные хлопоты оставили "на завтра". Рядом с нашей палаткой росло несколько свинушек - молодых, крепеньких. Я был рад им, как будто встретил земляков. Рвать не стали, ибо подосиновиков было по-прежнему много, мы брали только их (ну и белые, если попадутся), да и то не все.
Банный день изначально было решено делать именно здесь, поэтому с утра мы озаботились приготовлениями. Саша заценил останки прежней каменки и решил, что проще сложить новую, чем и занялся. А я считал уже своей обязанностью постройку каркаса, поскольку в прошлом походе у меня это вроде бы получилось неплохо. Зашедший на стройплощадку Андрей упрекнул меня в гигантомании и порекомендовал уменьшить габариты каркаса сантиметров на семьдесят как по ширине, так и по длине (а то не протопим). Мне было жалко переводить сырьё "в отвал" (в ущерб своим гринписовским убеждениям пустил на каркас не только сухие стволы), поэтому, заручившись моральной поддержкой Саши, уменьшил все упомянутые габариты сантиметров на тридцать. Слеги связал полосками резины от автомобильной камеры, кусок которой нашли тут же, на стоянке. Дров накануне привезли достаточно, поэтому топили долго, часов пять, раскочегарили по первому классу. Потом, как водится, выгребли алюминиевым веслом угли (чтоб не давали угарный газ), окатили каменку кипятком (чтобы с паром улетели сажа и копоть), натянули полиэтилен, занесли внутрь бани пару канов с горячей водой (чтобы поддавать), веники и - началось веселье! В бане только парились, ополаскиваться и мыться бегали к реке. Поначалу было холодно, поэтому, бухнувшись в воду, тут же выскакивали обратно, но после третьего-четвёртого захода поплавать в ледяной воде было уже в удовольствие. Напарившись, намывшись, облачившись в чистое бельё, и почувствовав себя вполне цивилизованными людьми, вернулись в лагерь, уступив место дамам. Те наслаждались паром недолго, и вскоре мы все воссоединились за общим столом, а в опустевшей, но ещё горячей бане развесили на просушку вещи. По традиции в банный день устраивается праздничный ужин. Праздничным его делали не только коньяк с лимончиком и мартини с апельсиновым соком, но и отдельные кулинарные изыски. В частности Ольга с Любой при активном участии Пети и Сени напекли пирожков с черникой. Посиделки растянулись допоздна, догонялись уже "Перцовкой", долго трепались "обо всём", пели песни под гитару, насилу угомонились…
Самая последняя стоянка на маршруте (не считая дестапеля) была на пороге "Каньонный". Порог название своё вполне оправдывает - он представляет собой длинную, метров пятьсот, шиверу, зажатую между двумя высокими, метров двадцать, скальными берегами. На левом, совершенно отвесном берегу, мы и расположились. В принципе, эта стоянка была необязательной, от неё до дестапеля - менее часа хода. Но после непродолжительных обсуждений мы решили не отказывать себе в удовольствии провести некоторое время в таком красивом месте и сделать там "полуднёвку", то есть "сниматься с якоря" не с утра, а после обеда, часа в четыре, чтобы до вечера пройти, не торопясь, до Шляпы и встать на стапель. Таскать наверх вещи и воду было не очень приятно, но оно того стоило - вид просто роскошный. И по авторитетному мнению Анечки, там положительная энергетика. Погода радовала солнцем и теплом, Ольга и Люба загорали на обрыве с видом на порог, я побродил по окрестностям с фотоаппаратом, запечатлев местные красоты. В общем, стоянка на Каньонном - тоже отдельное впечатление, которое жаль было бы пропустить.

Река, пороги

Река поначалу была спокойной, хотя течение было заметное - грябая без особого усердия, перемещались мы, тем не менее, довольно резво, что радовало. Иногда попадались небольшие перекаты, покачаться на которых было даже прикольно для разнообразия. Иногда перекаты растягивались в шиверы, порою довольно длинные, но тоже неопасные. Вообще до Алакуртти никакого экстрима со стороны реки не было. Приятно удивила чистота воды, дно было - как на ладони, сплошь и рядом песчаное, так и подмывало искупаться. Если бы было чуть теплее… А цветность у воды была довольно заметная - коричневая, как на болотах. Вообще-то верховья Тумчи и есть болота. Но, говорят, воду (опять же до Алакуртти) можно пить прямо из реки. Подтвердить не могу - сам не пробовал, на всякий случай воду пили только кипячёную. Струковы были тут годом раньше, по низкой воде, говорят, что такой цветности не наблюдали - вода была абсолютно прозрачная.
На каком-то участке встретили местных жителей на берегу - приехали из Алакуртти на рыбалку. Перебросились парой слов - "А вы кто? А вы откуда?" Состоялся забавный диалог:
Они (с интригой): А вы знаете, как называется эта река?
Люба (гордо): Знаем. Тумча.
Они (поучительно): Не-ет, Тунтсайоки!
Люба (тихо): Так и знала, что не на ту реку завезут.
Они (с ещё большей интригой): А вы знаете, как переводится это название?
Люба (грустно и уже никому не веря): Нет. А как?
Они (пугающе): Река смерти!
Люба (задумчиво): Это что же нас ждёт впереди?…
Надо сказать, что река на самом деле имеет два вполне официальных названия - до Алакуртти она называется Тунтсайоки, а после Алакуртти - Тумча. Так и на картах написано. Ну, типа, как у нас, в Москве: до Белорусского вокзала - Тверская улица, а после него - Ленинградский проспект.
Начиная от Алакуртти, на реке (уже Тумче) находится десятка полтора именных порогов третьей категории и выше. Первые два порога я уже описал - это Первенец и Падун. Оба находятся в черте Алакуртти и они - самые страшные. Остальные, впрочем, тоже заслуживают нескольких слов. Большинство порогов по высокой воде превратились в перекаты и особых хлопот не доставили. Многие из них мы проскочили с ходу, без просмотра, порою даже неожиданно ("Вроде чего-то булькатит?" И за десять метров, когда уже несёт: "Блин! Порог!! Все - в упоры!!!"). Иногда идентифицировали порог по лоции, уже оставив его за кормой ("Что это было?"). Примерно так "влетели" в порог Красивый. В лоции сказано, что перед порогом будет шивера. Мы это поняли так, что после шиверы можно будет зачалиться и осмотреться. На самом деле "зазора" между шиверой и порогом не было, порог начинался с шиверы.
Но те пороги, которые характеризуются большим перепадом высот, категорию повысили. К ним бы я отнёс Яму, Котёл, Карниз и Шляпу.
Яма и Котёл расположены кучно, между ними - меньше километра. И на обоих тусуется народ. Опытные водники на пустых катамаранах тут отрабатывают приёмы поведения в разных экстремальных ситуациях, нарочно киляясь разными способами - приобретают навыки перед более серьёзными походами. Но есть и люди, приехавшие по путёвке с инструктором и не имеющие никакого опыта. Я сам читал в интернете рекламные объявления - турфирмы зазывают людей в поход по Тумче, в том числе в программе похода значится "катание на порогах". Трое таких вот "организованных" туристов, включая старшего группы, погибли в Падуне за две недели до нас. Есть и такие как мы, для которых и Яма, и Котёл - не самоцель, а просто очередное препятствие на маршруте. Эти, не разгружаясь, проходили порог (ну, у кого получалось) и шли дальше.
Перед Ямой встали на обед. Поскольку мы с Аней были дежурными, то хлопотали по кухне, а свободные члены команды, натаскав нам дров, проводили время на пороге, сидя "в партере" на скальном берегу и наблюдая, как народ порог штурмует. Оно, может быть, и к лучшему, что мы с Аней этого не видели: по рассказам очевидцев некоторые "сцены из жизни" заставляли вспомнить о корвалоле. Впрочем, не всех - один дядька с фотоаппаратом снимал проход каждого ката и вполголоса матерился, если тот не переворачивался; зато когда кат килялся, тот радостно восклицал: "Ну вот, наконец-то, здорово!" Папарацци хренов. Любу особенно потрясли две сцены. Первая - когда посреди перевёрнутого ката из настила вылезла голова девушки в каске с ошалевшими глазами (прямо, как в песне - "я головой пробил настил и небо увидал"), а вторая - когда другой кат (гружёная "четвёрка"!) перевернулся. Переворачивался он не вбок, а сделал обратное сальто (народ с него ссыпался в стороны как горох) и даже немного подпрыгнул в воздух, как на трамплине, после чего шлёпнулся "на спину", и минут пять его "колбасило" в бочке, прежде чем вынесло прочь. Саша запомнил другую сцену. Один "рационализатор" привязал себя верёвкой к кату. Именно его смыло за борт, и он бы мог застрять в бочке, но вдруг натянулась верёвка и "в мгновенье ока" выдернула его оттуда. Смотрелось эффектно. А если бы верёвкой шею захлестнуло, было бы ещё эффектней… Яму тогда переименовали бы в Гильотину.
После обеда пришёл и наш черёд идти в Яму. Олег от идеи идти в основной слив сразу отказался - в его экипаже опытным водником был только он - поэтому они со Славой провели кат по канализации вдоль левого берега и зачалились в удобной бухточке за порогом. Саша поначалу был готов попробовать свои силы, и мы даже снова сформировали сводный экипаж (Саша, Андрей, Петя и я), но тут прибежала Люба (под свежим впечатлением от увиденного "сальто-мортале") и умоляла его отказаться от этой затеи. Надо отдать Саше должное - внимательно выслушав жену, он сказал: "Хорошо, успокойся, мы пойдём по канализации". После чего мы с ним вдвоём провели кат по следам Полей и зачалились в той же бухточке. Андрей вариант с канализацией даже не рассматривал, пройти Яму по основному сливу для него было делом чести. Опять сформировали сводный экипаж в том же составе, Андрей провёл инструктаж и мы пошли.
Самую страшную бочку народ пытался тупо "пробить" с разгона. Получалось примерно через одного, ибо ей предшествовала ещё одна бочечка, небольшая, но скорость в ней терялась, и дальше всё зависело от госпожи Удачи, "для кого-то - доброй, а кому - иначе". Андрей и Саша решили не искушать судьбу, а обойти эту бочку слева; для этого слив перед ней надо было преодолеть по диагонали и очень быстро, чтобы успеть. План был простой, как всё гениальное, но требовал ювелирного исполнения. В случае неудачи - практически гарантированный оверкиль, а там - спасайся кто и как может. Забегая вперёд, скажу - у нас получилось. Хотя подробностей не помню. По команде "Вперёд!" я грябал, как заведённый, как если бы от этого зависела жизнь (может, так и было), уже за бочкой нас развернуло и в боковую протоку мы вошли кормой вперёд, потом Андрей рявкнул: "Чалка вправо!", мы опять принялись исступлённо лопатить воду, уже против течения, пока я не обнаружил, что мы стоим в бухточке и можно угомониться. Один парень, с виду из бывалых, видевший это прохождение, уважительно прокомментировал: "Компьютерная вёрстка". Я испытал чувство гордости за наших ветеранов.
Котёл тоже просмотрели с правого берега, прежде чем в него соваться, но проскочили без эксцессов. После него река уходит под прямым углом вправо. На повороте - огромный плёс, не левом берегу которого, сразу за порогом - целый городок туристов-водников. Роскошный песчаный пляж, сосновый лес и десятка три, не меньше, палаток. Этакая коммуна. Выглядело трогательно, но думаю, грязновато там при таком столпотворении.
Через пару километров добрались до Карниза. А перед этим прошли место, где в Тумчу впадает Кутсайоки - самая сложная река на Кольском. К слову сказать, Тумча - вторая по сложности. В месте впадения в Тумчу Кутсайоки выглядит просто тихоней - Пахра, да и только, даже не скажешь, что выше по течению и на катамаране-то не все пороги проходимы, а с байдаркой туда соваться вовсе не рекомендуется. Громов несколько лет назад проходил Кутсайоки, поэтому Тумча ниже слияния ему была знакома. Многие водники после прохождения Кутсайоки не идут по Тумче вниз, по крайней мере, сразу, а идут вверх, до Котла, чтобы там покататься на пороге, ну, и потусоваться с братьями по разуму. Я думаю, этим и объясняется масштабность того лагеря.
Карниз - порог довольно широкий. Посреди, ближе к левому берегу, как водится, торчит скала, разделяя порог на две протоки. Мы его осматривали с правого берега. Правая протока представляет собой широкий неровный водопад высотой около метра (отсюда - и название) и длинную, метров пятьдесят, мощную шиверу. Левую протоку видно было плохо, но идти решили именно по ней, поскольку Саша в прошлый раз проходил Карниз по правой протоке. Первыми пошли Марковы, пообещав помахать веслом, если что не так. Весла мы не увидели, поэтому пошли следом. Левая протока оказалась довольно мощным, изгибающимся вправо сливом с большим перепадом высот (метра три так, субъективно, - никакого весла мы бы и не увидели), зажатым между двумя скалами - справа высокой и крутой, слева низкой и покатой. Ухнулись вниз как на "американских горках", а потом специально шли по центру длинной цепочки высоких выходных валов, хотя можно было сразу уйти вбок, на спокойную воду - вошли во вкус. Даже Анечка повизгивала от восторга, тоже раздухарилась. Снизу, скучковавшись с Марковыми, наблюдали прохождение Полей. Тем повезло чуть меньше - они не вписались в поворот и наползли левым баллоном на ту самую покатую каменюку. Кат накренился градусов на сорок. Мы уже приготовились начинать спасательную операцию, но обошлось. Олег отклонился на сколько смог, практически свесившись за борт, и удержал-таки катамаран от переворота. Поторчав так с полминуты, кат стронулся с места и, соскользнув в поток, через минуту прискакал по валам к нам. Все вздохнули с облегчением.
Можно ещё добавить для полноты повествования, что Яму, Котел и Карниз мы проходили после банного дня на Кошмариках. И был я слабый и вялый "после вчерашнего". Да и Саша с утра выглядел помятым. Так что день этот для нас был трудным вдвойне… Как говорится, "сегодня клёво не будет…"
Последний порог на маршруте - Шляпа. Сразу за ним, в бухточке стоят катера, на которых местные жители возят туристов до посёлка Зареченска, из которого уже на машине можно добраться до Кандалакши. Шляпа - порог тоже не из простых, с большим перепадом по высоте, и к тому же, довольно кривой. Посреди русла возвышается скала (просто каменюкой не назовёшь), разделяя русло на две протоки. Но правая, которая является продолжением реки, непроходима - слишком мелка и камениста. А чтобы попасть в левую, надо скатиться по сливу до скалы, повернуть влево под прямым углом, проплыть метров десять, повернуть, обогнув скалу, вправо - даже не под прямым, а под острым углом - и вот тут уже по второму сливу скатиться вниз в залив. И всё это - быстро, ибо поток там очень даже бурный. Перед поворотом вправо, если сразу не получается, можно проскочить прямо и уйти в большое улово, там развернуться и, не торопясь, пойти во второй слив. Перед проходом зачалились у левого берега, пошли посмотреть - что к чему. Уже опытная Аня сказала, что ей проще идти в порог без просмотра - когда не видишь, что тебя ждёт, не так страшно - и осталась на катамаране. Я её позицию понимаю и отчасти разделяю, но всё же предпочитаю посмотреть порог перед проходом, ибо после прохода его смотреть уже неинтересно - как правило, сразу идём дальше. А пороги - они не только страшные, но и красивые! Во время прохождения любоваться некогда, только успевай поворачиваться. Что потом вспомнишь - только как грябал? Вот взять, к примеру, Шляпу - большая скала, со всех сторон окружённая пенными потоками воды, как шляпа - полями, за что и получила название. Перед ней (перед ним, порогом) - слева просторная плоская невысокая скала, с которой удобно осматривать порог во всей его красе, и откуда открывается дивный вид на пространство за порогом. Не увидеть этого было бы жаль.
Пороги - вообще явление очень интересное. У каждого своя "физиономия", своя "изюмина", свой характер. Очень многие из них начинаются с так называемого "языка" или "галстука" - это такое место, где спокойная дотоле вода, входя в стремнину, перестаёт быть спокойной. И начинается это изменение с краёв потока, то есть у берегов появляются буруны и постепенно сходятся к центру, образуя между собой треугольник спокойной воды. Иногда - совсем гладкой и ровной как стекло, иногда с пологими волнами - эта разновидность ещё красивее. Вот только сфотографировать эту красоту с воды не получилось ни разу - в "языке" уже не до съёмок, это начало работы…
Кроме того, любой порог - уникальная комбинация всевозможных деталей (струй и струек, водопадиков и фонтанчиков, лохмотьев пены и радужных брызг, стоячих волн и кипящих котлов, и т.д. и т.п.), каждая из которых существует как бы сама по себе, живёт своей, отдельной жизнью, но в гармоничном соседстве со всеми остальными. Когда я разглядывал порог Водопадный, мне на ум пришло занятное сравнение. Вот взять, к примеру, звёздное небо - допустим, кусок Млечного пути где-нибудь в Стрельце. Оно само по себе красиво, даже если смотреть на него невооружённым взглядом, или вооружённым, но с небольшим увеличением. Если смотреть с большим увеличением, то в этих облаках газа будут видны какие-то детали - звёздные скопления, туманности. И это - тоже красиво, но по-другому. Если разглядывать тот же участок, но уже с очень большим увеличением, то те самые туманности и скопления мы увидим крупным планом. И это - тоже отдельная красота. Вроде изображение одно, но в разных масштабах воспринимается как совершенно разные изображения, восхищающие каждое по-своему. Так и элементы порога - красивы и вместе, и по отдельности. С той только разницей, что они, в отличие от элементов звёздного неба, - живые, находятся в постоянном движении. Поэтому снимать их фотоаппаратом - задача неблагодарная, результат не будет интересен. А вот если снять их на видеокамеру да с разными увеличениями, может получиться очень интересный фильм. Когда-нибудь видеокамеру обязательно куплю. Что снимать - уже знаю.

Дестапель, выброска

Сразу за Шляпой встали на дестапель. Поляна большая, просторная, но вытоптанная и замусоренная. Тут и там валяются обломки чужих каркасов. Оно и понятно - мы тут далеко не первые за сезон. Берег тоже глинистый, грязноватый. Но нам тут только переночевать, завтра с утра грузимся на катер и - домой. Дестапель всегда вызывает довольно сложные, противоречивые чувства. С одной стороны - всё самое сложное позади, никакие опасности более не подстерегают, можно вздохнуть с облегчением. С другой стороны - именно этого и жаль, всё самое интересное закончилось. Впереди - только сборы и дорога. Тут тоже всё неоднозначно - и домой тянет, по родным соскучились, но и покидать эти края уже не хочется, они стали почти родными, ещё бы недельку тут потусоваться. "На трибунах становится ти-ише, олимпийская сказка, прощай…", что-то мешает в горле…
Скооперировавшись с другой группой, которая тоже назавтра уезжала в Зареченск, переговорили с владельцем одного из катеров, договорились, что к десяти часам он подаст катер на погрузку. Расценки - 400 рублей с человека, но не менее 8000 рублей за рейс, то есть становится выгоднее, если народа набирается более 20 человек.
Поставили палатки, дежурные занялись обедом (дрова на всякий случай привезли с последней стоянки - там их много, а тут ещё неизвестно - как будет), капитаны стали разбирать и упаковывать катамараны. Потом - праздничный ужин, украшенный новым блюдом - "трясучкой". Это сырой хариус, порезанный мелкими кусочками и долго сотрясаемый, как в шейкере, в пластиковом контейнере с солью и чёрным молотым перцем - мировой закусон! После ужина устроили прощальный костёр, в котором сжигали (на который возложили!) старые кеды, а заодно кое-что из окрестного мусора (немного прибрали стоянку). Мне свои кеды было жалко, только перед походом купил, пожертвовал трусы. Традиция-с.
Утром встали пораньше, собрались, упаковались, позавтракали и, погрузившись на катер, отплыли в сторону Зареченска. Путь лежал по Иовскому водохранилищу. Когда-то в начале шестидесятых в районе Зареченска построили плотину, и воды Тумчи, затопив огромную территорию и объединив в одно несколько бывших тут ранее озёр, образовали водохранилище с обширной акваторией. Название водохранилище получило от речки Иовы, которая из него вытекает и впадает в Кандалакшский залив. Кое-где вдоль нашего пути попадались торчащие из воды стволы - напоминание о затопленном лесе. Погода к этому времени установилась хорошая. Да что там хорошая - началась настоящая летняя жара. Нам бы такую погоду с начала похода! Путь до Зареченска занял три с половиной часа, за это время я даже немного обгорел. В Москве потом знакомые спрашивали, где я так загорел, в Турции или Египте, и были ошарашены ответом: "На Кольском". Иовское водохранилище - само по себе очень красивое и интересное место. С катера открывались великолепные виды на плёсы, заливы, леса и сопки. Несколько раз попадались туристы-водники на яхтах и даже на катах с парусом. На вёслах, правда, прогрябать такой путь по стоячей воде - это путешествие дня на три, нас такая идея совсем не возбуждала.
"Бороздит фарватер на катере
Бухгалтер, приморенный сном
Бдит бухгалтер, за ём в кильватере
Бурно сходится водоём.
Буруны, словно дЕбет с крЕдитом,
Бланк воды к берегам подшит,
Брызг проценты уносит вЕтером,
БюллеТЕНЬ по волнам бежит..."
Алекс Янг
В Зареченске по мобильнику связались с водителем, который отвёз нас до вокзала в Кандалакше. Пока ждали машину, сварганили обед и искупались. Вода в водохранилище заметно теплее, чем была в Тумче, градусов семнадцать-восемнадцать, и более прозрачная.
На вокзале без особых проблем (поездов много, билеты есть не на все) купили билеты на ночной поезд, попрощались с Марковыми, которые поехали домой, в Питер на машине. Пока ждали поезд, пили пиво с чипсами - возвращались в цивилизацию. Дорога тоже ничем не запомнилась. В Москву прибыли часа в четыре утра, метро было ещё закрыто. На вокзале попрощались с Полями, пошли на Каланчёвку, там попрощались с Громовыми (нам с ними в разные стороны) и отправились ждать первую электричку. Дома были в половине шестого утра, поэтому вполне успели привести себя в порядок и пойти на работу (была пятница). Как говорится - с корабля на бал. Моя борода имела успех среди коллег, но к понедельнику я её всё же сбрил.

Приложение: Из наставлений Андрея Маркова

1. При входе в бочку передние (матросы) обычно инстинктивно отклоняются назад. Это в корне неправильно. Их задача - наклониться как можно дальше вперёд, зацепиться веслом за воду за бочкой и вытащить катамаран из бочки.
2. Если тебя смыло за борт в пороге, не пытайся плыть к берегу - бесполезно, только колени разобьёшь. Плыви по течению на спине ногами вперёд, пока не кончится порог. За порогом уже прибьёшься к берегу.
3. Если тебя смыло за борт, ни в коем случае не бросай весло. Если ты попадёшь в бочку, то только с его помощью ты сможешь выбраться - зацепившись за воду за бочкой. Если на тебе надувной жилет, то полезно иметь под рукой нож, чтобы сделать "хара-кири" - распороть жилет и, потеряв плавучесть, попытаться выбраться из бочки, поднырнув под неё.
4. Если катамаран начинает переворачиваться, не паникуй и не суетись. Обычно он переворачивается достаточно медленно, чтобы ты успел сориентироваться. Не вздумай соскочить с него - лучше упасть в воду вместе с ним, чем по очереди - сначала ты, а потом он сверху тебя прихлопнет.
5. Если оверкиль неизбежен, возьми весло во внешнюю руку (например, в левую, если ты сидишь слева) и не выпускай его, а другой рукой держись за упор. Когда катамаран перевернётся, освободись от упора и сделай кувырок вперёд, так ты из-под него вынырнешь.



P.S. В качестве илюстраций использованы фотографии Алёшиных и Марковых

Фотоприложение

Марков Андрей Маркова Ольга Марков Петя Марков Сеня
Громов Саша Громова Люба Алёшин Саша Алёшина Аня Экипаж
Первое дежурство
Мама, мама, что я буду делать... Ку! Походная баня Луна над порогом Кошмарики
То к темечку прижмёт... Нашли-таки применение
Перед порогом тишина, спокойствие и штиль...

Видеоприложение

Замечание 1: В видеоприложении приведены небольшие, до 1 минуты, ролики, снятые цифровым фотоаппаратом Nikon CoolPix 4200. Соответственно, качество изображения гораздо хуже, чем было бы при съёмках видеокамерой, хотя представление о явлениях и событиях даёт вполне адекватное.
Замечание 2: Поскольку выделенное на сервере дисковое пространство под сайт ограничено, а "весят" ролики немало, то разместил я их в своём веб-альбоме на Google:
Тумча-2007 (видео)

Назад, на "Водный туризм"