"Плач Ярославны"

"Требования главного бухгалтера по документальному
оформлению операций и представлению в бухгалтерию
необходимых документов и сведений являются
обязательными для всех подразделений и служб организации"
(из типовой должностной инструкции главного бухгалтера)

Не знаю как у вас, дорогие коллеги, а у нас цитата, вынесенная в эпиграф, может восприниматься как удачная шутка - и только. У нас упомянутые "Требования главного бухгалтера по оформлению и представлению" обязательными отродясь не были. Даже несмотря на изданный когда-то по этому поводу приказ, доведённый под роспись до тех, кого касается, и теперь бережно хранимый директором в сейфе в качестве доказательства, что заботы бухгалтерии ему не чужды. В то, что, кроме него об этом приказе никто не помнит, директор старается не верить, чтобы не расстраиваться. Помните, как в фильме "Обыкновенное чудо": "Я не слушаю вас, я и так знаю, что всё хорошо".
А что может один главбух? Какие у него рычаги воздействия? Никаких. Соответственно, остаётся ему только одно - просить, уговаривать. До последнего времени я это и делал, но только стал замечать, что манагеров-продажников это уже порядком утомило. И действительно: люди делом занимаются, деньги зарабатывают, а тут блаженный ЭТОТ ходит и канючит: "Где документы? Зачем счёт закрыли без отгрузки?" Путается под ногами, от работы отвлекает. Вот для примера несколько эпизодов.
Один манагер не утруждал себя оформлением первичных документов, полагая, что его основная задача - получить с клиента денег, всё остальное - флуд. Я как-то сорвался, стал ему втолковывать, что любая сделка оформляется документально, причём в двух идентичных экземплярах, один - клиенту, другой - нам, и тот, который нам, нужно передать в бухгалтерию, и не через год, а хотя бы через неделю, и чтоб - все подписи, и все печати чтоб... Он в ответ на эту лекцию с деланным ужасом замахал руками и заявил, что эти "бухгалтерские заморочки" ему понять не дано. В общем, прикинулся идиотом. А, если вдуматься, идиотом выставил меня. Как в анекдоте: "Я пошёл на х…, а ты иди за мной - и никуда не сворачивай".
Другой на мой очередной упрёк за неправильно закрытые документы обратился ко мне как к капризному ребёнку: "Ах, как хорошо, что Вы нам об этом сказали. Мы-то просто не знали. Теперь-то конечно будем всё делать правильно, как Вы учите. Те документы, что выписали неправильно, уж переделывать не станем, а вот в бу-удущем - в будущем да, все ваши замечания учтём. Непременно учтём. Обязательно". Вроде, вежливо разговаривал, даже уважительно, а я ушёл, обтекая. Конечно, больше не подойду.
На рецепшене оказался свидетелем занятного монолога. Одна манагерша с умилительной улыбкой рассказывала клиенту, что накопила уже две толстые папки с документами, "потому, что не все клиенты требуют или просят документы". Увидев меня, не смутилась, а повторила внятно: "Документы я выдаю только тем клиентам, которые их требуют, остальные складываю в папку. Накопилось уже две вот такие толстые (показала руками, какие именно) папки". Похоже, ей было интересно - какая будет реакция главбуха. А реакции-то и не было никакой. Объяснять ей, что она поступает неправильно, и рассказывать, как правильно - бессмысленно, она всё это и так знает, и не выполняет не от незнания. Это - позиция. Поскольку за выполнение правил никто не премирует*, а за нарушение правил никто и никак не наказывает**, то зачем делать лишнюю работу? Если абстрагироваться от эмоций, то позиция её вполне логична и по-своему правильна.
Так оно и повелось - манагеры оформляют документы как им удобно, игнорируя требования бухгалтерии, а бухгалтерия потом переделывает то, что сможет. По большому счёту, весь вопрос сводится к распределению трудозатрат. То, что неправильно сделали они, потом переделываем мы, и то, что они не хотят заморачиваться соблюдением правил, экономит время им, добавляя работы нам. Обычное привычное российское жлобство - решать свои проблемы за чужой счёт. Раздражает даже не это, а то, что манагеры экономят минуты, а бухгалтерия потом на исправление ситуации тратит часы, а порою и дни.
Я доподлинно знаю, что подобное положение вещей существует во многих фирмах. Но столь же точно знаю, что есть и другие фирмы, где требования бухгалтерии на самом деле обязательны для исполнения. Наверное, таких фирм меньше. Статистикой не обладаю.
"Кто виноват?" - вопрос риторический. Каков поп, таков и приход.
"Что делать?" - вопрос интересный. Если ты готов за ЭТУ зарплату заниматься ЭТИМ - занимайся и не хнычь. Смени вывеску "Главный бухгалтер" на "Главный ассенизатор" и продолжай в том же духе. Силком ведь не принуждают... А то, может, действительно, поднять правую руку вверх, опустить её резко вниз и сказать: "Да и хрен с ним со всем!" И работать с теми документами, которые попали в бухгалтерию, и проводить их в том виде, в каком попали? А вы как думаете?

* Вообще-то за это зарплату платят...
** Ну, это уж на усмотрение администрации...

Назад, в уголок бухгалтера