О кассовых лимитах, здравом смысле и правде жизни
В майском номере "Расчёта" Вы упомянули о своих планах по открытию специальной рубрики по обсуждению путей решения той или иной общей для всех проблемы. Дело хорошее, начинание доброе. В порядке поддержания идеи хочу предложить к обсуждению один довольно шкурный вопрос - что считается превышением лимита остатка денежных средств в кассе предприятия? Вопрос на первый взгляд наивный, но не всё так просто, как кажется. Для примера предлагаю рассмотреть конкретную (и, к сожалению, типичную) ситуацию.
Наше предприятие работает до 19-00, а, кроме того, работает в выходные дни, и, соответственно, сдавать выручку в банк "день в день" не имеет возможности (как и большинство предприятий). Да и у банков операционный день заканчивается в 15-17 часов и, соответственно, даже если привезти им выручку в 19-00, то по выписке она пройдет только следующим днём. Но всю дневную выручку мы сдаем в банк на следующий день до обеда, округляя ее до целой тысячи в меньшую сторону. С поставщиками мы расплачиваемся только безналичными платежами, наличные деньги в кассе нам просто не нужны (только на зарплату). В расчёте лимита остатка кассы мы указали в графе "Сроки сдачи выручки", что сдаем ее на следующий день, подчеркнув соответствующую фразу. Поскольку этот вариант предусмотрен в типовом бланке (код по ОКУД 0408020), то мы полагали, что поступаем правильно, тем более что другого просто не дано. Однако при проверке банком соблюдения нами кассовой дисциплины нас обвинили в страшном нарушении по имени "перелимит", то есть в превышении лимита остатка кассы. Формально банк прав - на конец дня остаток денежных средств в кассе часто бывает больше, чем установленный лимит. Да иначе и быть не может, ведь лимит устанавливается на основании расчета как средняя величина дневной выручки за три последних месяца. Не максимальная, а средняя! Реальная дневная выручка, конечно же, колеблется вокруг этой среднедневной величины, как в меньшую, так и в большую стороны.
Во многих банках (называть не буду - это не принципиально) остаток денежных средств в кассе считают таким образом:
из остатка на конец дня вычитают ту сумму, которую предприятие на следующий день сдало в банк, и полученную разность сверяют с установленным лимитом. При таком здравом подходе мы - никакие не нарушители, а очень даже законопослушные граждане, а остаток в кассе (реальный, а не формальный) - не более тысячи рублей. В других банках (называть также не буду, но и их немало) смотрят только на остаток по кассе на конец дня. Поскольку на вопрос "А как же нам поступать, чтобы не быть нарушителями?" ответить внятно
1 они не могут, то вынуждают заниматься этакой бухгалтерской престидижитацией - выдавать вечером сверхлимитную сумму под отчет (расходный ордер), а наутро сдавать обратно в кассу (приходный ордер), чтобы тут же снова ее выдать (еще один расходный ордер) и отвезти в банк
2 .
Коллеги, дорогие, ну кому это надо?!
В некоторых банках весьма лояльно предлагают установить завышенный лимит, чтобы перекрыть любую самую высокую выручку. Но зачем тогда расчет? Кому нужен этот мухлёж? Разве не проще жить с реальным расчетом лимита, но при этом в дружбе с собственной головой и здравым смыслом?
Любопытный нюанс - я всё банки противопоставляю, а на самом деле даже в разных отделениях и даже среди разных сотрудников одного банка (называть опять не буду - не это важно) практикуются разные подходы к данному вопросу. Выходит, быть предприятию нарушителем или нет, зависит от клерка-перестраховщика? К тому же, возможность трактовки в данном вопросе создает почву для злоупотреблений.
Поскольку данный вопрос связан с серьезными штрафными санкциями, в нем должен быть какой-то общий подход. Очень хочется надеяться, что разумный.
1 В бланке расчета в графе "Время сдачи выручки" перечислены несколько вариантов - в объединенную кассу при предприятии, инкассаторам, в кассу банка, на почту (нужное подчеркнуть). Предприятие само выбирает наиболее удобный вариант. Требовать, чтобы предприятие выбрало, например, инкассацию выручки банком или почту, нельзя - это будет нарушением "Закона о правах потребителей", так как услуги службы инкассации или почты стоят денег, и не все предприятия готовы их платить. Большинство предприятий, особенно небольших, предпочитает самостоятельно возить деньги в банк.
2 Можно было бы сдавать деньги в банк из подотчета, инструкция по применению плана счетов допускает корреспонденцию Дт 51 Кт 71. Но, во-первых, банки возражают (аргументация при этом умилительно проста - не положено), а во-вторых, это также было бы фикцией, ибо реально деньги все равно ночь проводят в сейфе кассы предприятия; лицо, ответственное за их сдачу в банк, не возит их с собой домой.
Комментарий журнала "Расчёт" (дословный):
Уважаемый Александр! Правы как раз те банки, которые считают вашу организацию нарушителем. "Законодательством четко описана процедура расчета остатка денежных средств в кассе, - говорит Елена Маркушина, юрист московского банка. - В соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным письмом ЦБ РФ от 4 октября 1993 г. № 18, все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге. Кассир вносит в нее необходимые записи сразу же после поступления или выдачи соответствующих сумм. В конце рабочего дня он подсчитывает итог операций за день и выводит остаток денег в кассе на следующее число. Именно этот остаток банки сверяют с установленным лимитом".
Однако ответственности за превышение лимита остатка кассы можно избежать. "Для этого нужно поменять лимит задним числом, - советует Людмила Фомичева, руководитель департамента бухучета и аудита КА "Форум". - В большинстве случаев банки соглашаются на это. Во-первых, им хочется сохранить своих клиентов. Поэтому не имеет смысла их подставлять. Во-вторых, расчет лимита остатка кассы является бумагой, которая заполняется клиентом и утверждается банком (то есть без участия третьих лиц). Следовательно, заменить его достаточно просто".
Мой комментарий к их комментарию:
"Юрист московского банка" поступил как и все юристы - привёл уместные цитаты из нормативного документа, не дав себе труда вникнуть в суть поставленного вопроса.
"Руководитель департамента" просто призвал открытым текстом продолжать мухлевать "как все" и не выпендриваться.
А мне казалось, что хотя бы в таком ОЧЕВИДНОМ вопросе можно было бы перевернуть ситуацию "с головы на ноги" и хотя бы на маленьком участке бытия начать жить не по лжи, а по правде...
Кстати, обещал рассказать про реакцию ЦБ. Позвонила мне оттуда некая дама и долго пыталась выяснить, в каких именно банках какие подходы практикуются. Я не менее упорно пытался ей объяснить, что не это главное в моём письме, что моё предложение - "решить уравнение в общем виде", то есть выпустить какое-то разъяснение по расчёту лимита, чтобы не было возможности для трактовок. Мы не договорились. Точнее, договорились, что я ей перезвоню. Она мне дала свой рабочий телефон, но когда я по нему позвонил на следующий день, механический голос сообщил мне, что у меня нет права доступа для звонка по этому номеру...
Ну, эту-то понять можно. У них там, в ЦБ (как и во всех госкормушках) главная задача - усидеть на своей таберетке, а для этого нужно как можно меньше шевелиться.
Назад, в "Мою борьбу"