О кассовых лимитах, здравом смысле и правде жизни

В майском номере "Расчёта" Вы упомянули о своих планах по открытию специальной рубрики по обсуждению путей решения той или иной общей для всех проблемы. Дело хорошее, начинание доброе. В порядке поддержания идеи хочу предложить к обсуждению один довольно шкурный вопрос - что считается превышением лимита остатка денежных средств в кассе предприятия? Вопрос на первый взгляд наивный, но не всё так просто, как кажется. Для примера предлагаю рассмотреть конкретную (и, к сожалению, типичную) ситуацию.
Наше предприятие работает до 19-00, а, кроме того, работает в выходные дни, и, соответственно, сдавать выручку в банк "день в день" не имеет возможности (как и большинство предприятий). Да и у банков операционный день заканчивается в 15-17 часов и, соответственно, даже если привезти им выручку в 19-00, то по выписке она пройдет только следующим днём. Но всю дневную выручку мы сдаем в банк на следующий день до обеда, округляя ее до целой тысячи в меньшую сторону. С поставщиками мы расплачиваемся только безналичными платежами, наличные деньги в кассе нам просто не нужны (только на зарплату). В расчёте лимита остатка кассы мы указали в графе "Сроки сдачи выручки", что сдаем ее на следующий день, подчеркнув соответствующую фразу. Поскольку этот вариант предусмотрен в типовом бланке (код по ОКУД 0408020), то мы полагали, что поступаем правильно, тем более что другого просто не дано. Однако при проверке банком соблюдения нами кассовой дисциплины нас обвинили в страшном нарушении по имени "перелимит", то есть в превышении лимита остатка кассы. Формально банк прав - на конец дня остаток денежных средств в кассе часто бывает больше, чем установленный лимит. Да иначе и быть не может, ведь лимит устанавливается на основании расчета как средняя величина дневной выручки за три последних месяца. Не максимальная, а средняя! Реальная дневная выручка, конечно же, колеблется вокруг этой среднедневной величины, как в меньшую, так и в большую стороны.
Во многих банках (называть не буду - это не принципиально) остаток денежных средств в кассе считают таким образом: из остатка на конец дня вычитают ту сумму, которую предприятие на следующий день сдало в банк, и полученную разность сверяют с установленным лимитом. При таком здравом подходе мы - никакие не нарушители, а очень даже законопослушные граждане, а остаток в кассе (реальный, а не формальный) - не более тысячи рублей. В других банках (называть также не буду, но и их немало) смотрят только на остаток по кассе на конец дня. Поскольку на вопрос "А как же нам поступать, чтобы не быть нарушителями?" ответить внятно1 они не могут, то вынуждают заниматься этакой бухгалтерской престидижитацией - выдавать вечером сверхлимитную сумму под отчет (расходный ордер), а наутро сдавать обратно в кассу (приходный ордер), чтобы тут же снова ее выдать (еще один расходный ордер) и отвезти в банк2 .
Коллеги, дорогие, ну кому это надо?!
В некоторых банках весьма лояльно предлагают установить завышенный лимит, чтобы перекрыть любую самую высокую выручку. Но зачем тогда расчет? Кому нужен этот мухлёж? Разве не проще жить с реальным расчетом лимита, но при этом в дружбе с собственной головой и здравым смыслом?
Любопытный нюанс - я всё банки противопоставляю, а на самом деле даже в разных отделениях и даже среди разных сотрудников одного банка (называть опять не буду - не это важно) практикуются разные подходы к данному вопросу. Выходит, быть предприятию нарушителем или нет, зависит от клерка-перестраховщика? К тому же, возможность трактовки в данном вопросе создает почву для злоупотреблений.
Поскольку данный вопрос связан с серьезными штрафными санкциями, в нем должен быть какой-то общий подход. Очень хочется надеяться, что разумный.

1 В бланке расчета в графе "Время сдачи выручки" перечислены несколько вариантов - в объединенную кассу при предприятии, инкассаторам, в кассу банка, на почту (нужное подчеркнуть). Предприятие само выбирает наиболее удобный вариант. Требовать, чтобы предприятие выбрало, например, инкассацию выручки банком или почту, нельзя - это будет нарушением "Закона о правах потребителей", так как услуги службы инкассации или почты стоят денег, и не все предприятия готовы их платить. Большинство предприятий, особенно небольших, предпочитает самостоятельно возить деньги в банк.
2 Можно было бы сдавать деньги в банк из подотчета, инструкция по применению плана счетов допускает корреспонденцию Дт 51 Кт 71. Но, во-первых, банки возражают (аргументация при этом умилительно проста - не положено), а во-вторых, это также было бы фикцией, ибо реально деньги все равно ночь проводят в сейфе кассы предприятия; лицо, ответственное за их сдачу в банк, не возит их с собой домой.

Комментарий журнала "Расчёт" (дословный):
Уважаемый Александр! Правы как раз те банки, которые считают вашу организацию нарушителем. "Законодательством четко описана процедура расчета остатка денежных средств в кассе, - говорит Елена Маркушина, юрист московского банка. - В соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным письмом ЦБ РФ от 4 октября 1993 г. № 18, все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге. Кассир вносит в нее необходимые записи сразу же после поступления или выдачи соответствующих сумм. В конце рабочего дня он подсчитывает итог операций за день и выводит остаток денег в кассе на следующее число. Именно этот остаток банки сверяют с установленным лимитом".
Однако ответственности за превышение лимита остатка кассы можно избежать. "Для этого нужно поменять лимит задним числом, - советует Людмила Фомичева, руководитель департамента бухучета и аудита КА "Форум". - В большинстве случаев банки соглашаются на это. Во-первых, им хочется сохранить своих клиентов. Поэтому не имеет смысла их подставлять. Во-вторых, расчет лимита остатка кассы является бумагой, которая заполняется клиентом и утверждается банком (то есть без участия третьих лиц). Следовательно, заменить его достаточно просто".

Мой комментарий к их комментарию:
"Юрист московского банка" поступил как и все юристы - привёл уместные цитаты из нормативного документа, не дав себе труда вникнуть в суть поставленного вопроса.
"Руководитель департамента" просто призвал открытым текстом продолжать мухлевать "как все" и не выпендриваться.
А мне казалось, что хотя бы в таком ОЧЕВИДНОМ вопросе можно было бы перевернуть ситуацию "с головы на ноги" и хотя бы на маленьком участке бытия начать жить не по лжи, а по правде...
Кстати, обещал рассказать про реакцию ЦБ. Позвонила мне оттуда некая дама и долго пыталась выяснить, в каких именно банках какие подходы практикуются. Я не менее упорно пытался ей объяснить, что не это главное в моём письме, что моё предложение - "решить уравнение в общем виде", то есть выпустить какое-то разъяснение по расчёту лимита, чтобы не было возможности для трактовок. Мы не договорились. Точнее, договорились, что я ей перезвоню. Она мне дала свой рабочий телефон, но когда я по нему позвонил на следующий день, механический голос сообщил мне, что у меня нет права доступа для звонка по этому номеру...
Ну, эту-то понять можно. У них там, в ЦБ (как и во всех госкормушках) главная задача - усидеть на своей таберетке, а для этого нужно как можно меньше шевелиться.

Назад, в "Мою борьбу"